Региональные особенности рынка пассажирских транспортных услуг

14 Декабрь 2010

Центральный федеральный округ имеет выгодное экономико-географическое положение: на пересечении водных и сухопутных путей, обеспечивающих устойчивые внутренние и внешние связи России. В Центральном федеральном округе в наибольшей степе­ни получили развитие рыночные отношения. Преимущества географического положения, большие природные и людские ресурсы позволили сформировать многоотраслевой хозяйственный комплекс в округе, в котором ведущая роль принадлежит отраслям об­рабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

По численности населения Центральный округ значительно превосходит другие федеральные округа страны. На 1 января 2003 г. его численность составляла 36,2 млн чел., или 25 % общей численности населения России. С 1991 г. численность сокращается, что связано с отрицательными показателями естественного прироста и миграционным оттоком населения. Естественный прирост в 2002 г. составлял 10 чел. на 1000 чел. против 6,5 чел. в среднем по Российской Федерации. Наиболее высокие показатели естественной убыли населения, более чем в два раза превышающие средние показатели по России, отмечаются в Тверской, Тульской, Ивановской, Смоленской, Рязанской, Тамбовской областях. Округ отличается высокой плотностью населения — 55,7 чел. на 1 км2, что в 7 раз превышает среднероссийские показатели. Он относится к высокоурбанизированным: почти 3/4 населения проживает в крупных городах.

Центральный округ обслуживает сложная и разветвленная транспортная сеть, представляющая собой переплетения железных, автомобильных дорог, речных путей. По плотности железнодорожной сети он занимает первое место в России и превосходит среднероссийский показатель более чем в 5 раз. Эксплуатационная длина железнодорожных путей Центрального округа составляет 17,1 тыс. км (20 % эксплуатационной длины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. км2 территории — 264 км (средняя

по РФ — 50 км).

На территории округа расположен крупнейший пассажирский транспортный узел — Московский (один из крупнейших по объему продаж жд билетов. От него радиально отходят 11 железнодорожных линий. В общем сетевом объеме отправлений пассажиров железнодорожным транспортом на долю Московского узла приходится 22 %. Прослеживается тенденция к сокращению объемов перевозок: в 1995 г. было отправлено из Москвы во всех видах сообщений 337,1 млн пассажиров, соответственно в 2000 и 2001 гг. — 285,2 и 283,9 млн.

Источник http://bilets.org/